Rambler's Top100 Follow @kate_and_cake

среда, 21 февраля 2018 г.

Кэрол Дуэк "Гибкое сознания". Часть вторая.


Всем доброго времени суток! Как я и обещала, продолжаю рассказывать о книге американского психолога в области психологии личности Кэрол Дуэк и ее книги «Гибкое сознание».
Как уже говорилось выше, существуют два типа установок. Первый тип – это установка на данность, где либо ты талантлив, либо нет, третьего не дано. И второй тип установки – это установка на рост, где твой талант и способности большого значения не умеют, а ошибки воспринимаются как часть успеха. Теперь пойдет та часть, которая, я полагаю, будет полезной и интересной  мамам, учителям и воспитателям.
Дуэк заявляет, что похвала в сторону способностей детей понижает их IQ показатель, а восхваляя интеллект или талант ребенка, родители навязывают установку на данность.  Кэрол пишет о том, что: «Если родители хотят преподнести  своим детям подарок, лучшее, что они могут сделать – это научить их любить испытания, с интересом анализировать свои ошибки, радоваться усилиям и никогда не переставать учиться. Только тогда их дети не окажутся рабами похвалы. Только так они найдут свой путь – путь длинною в жизнь – к самостоятельному обретению и поддержанию уверенности в себе».
Возникает вопрос, а как же тогда хвалить ребенка? А никак – отвечает  Дуэк. Ведь, по словам психолога, похвала ослабляет и подрывает самооценку и мотивацию ребенка. Кэрол советует сосредоточиться  на процессе действий, на тактиках, которые ребенок применяет для достижения цели на его усилиях или на его выборе. Если ребенок, например, пришел со школы и рассказывает как быстро и легко он решил задачу и, что его за это похвалили, правильный ответ родителей в таком случае должен звучать так: «Ой-ой, похоже, задача была слишком легкой для тебя. Давай выполним другое задание, которое действительно тебя чему-нибудь научит».
И для молодых мам Кэрол тоже дает совет, как правильно общаться с крохой. В сложных ситуациях, а с новорожденным почти все ситуации сложные, маме  (по обстоятельствам папе) нужно говорить так: «Мы с тобой сейчас оба учимся, как это делается. Я знаю, что ты голодный (сонный, мучает животик и т.д )[1]. Я знаю, что это очень неприятно, однако мы  учимся». Этот образ мысли помогает оставаться спокойной маме и помогает малышу сосать или засыпать пока все не получится, как нужно. А еще такой образ мысли помогает лучше научиться понимать ребенка.
Итак, подведем итоги для того что бы перейти с установки на данность к установке на рост, следует каждый вечер задавать себе/ детям такие вопросы:
- чему новому ты сегодня научился?
- что нового узнал?
- какую ошибку ты сегодня допустил и чему  она тебя научила?
- над чем ты сегодня трудился?
А утром задавать себе следующие вопросы:
- какие сегодня намечаются возможности для учебы и роста? Для меня лично? Для людей вокруг меня? 
И помнить о том, что: «Значительные достижения всегда требуют полной концентрации, самоотверженных усилий, и гибких стратегий и тактик».
Удачи!



[1] Мое добавление



                   Обобщенная схема  двух типов установки дизайнер: Найджел Холмс

Комментариев нет:

Отправить комментарий